В индуистской традиции говорится о том, что атман равен Брахману — индивидуальная душа равна универсальной Душе. Иисус Христос когда-то сказал: «Я и Отец мой — одно». Являются ли эти два утверждения, при всем различии духовных источников, одним и тем же?

Шри Чинмой: Это одно и то же утверждение. Мы говорим на санскрите атман и Параматман — индивидуальная душа и Всевышнее «Я». Бог нисходит в область проявления и принимает форму индивидуальной души. Затем индивидуальная душа в процессе эволюции достигает Всевышнего «Я», Параматмана, и становится Им. Однако, чтобы целиком и полностью осуществить Себя в материальном мире, Богу нужна индивидуальная душа, атман.

Эти утверждения — одно и то же. Когда Христос сказал: «Я и Отец мой — одно», это было то же, что сказать, что атман и Параматман — одно. Вот почему мы в Индии говорим «Атманам виддхи», «познай себя». Если вы знаете себя, то вы знаете Бога, потому что, по сути, нет разницы между вами и Богом. Осознание своего «Я» — это осознание Бога, а осознание Бога — это осознание своего «Я». По этой причине мы в Индии также говорим «Сохам асми» — «Он — это я», и «Ахам Брахма» — «Я есть Брахман».

В том же духе все эзотерические традиции всегда утверждали, что истинное знание можно обнаружить, если искать внутри. Откуда я это знаю? Иисус сказал: «Царство Небесное внутри вас». Однако современное представление о Небесах, во всяком случае, на Западе, таково, что это некое далекое место в Запредельном, где вечно текут молочные реки с кисельными берегами. Достижения двадцатого века еще больше отбрасывают нас назад в нашем представлении о Небесах.